> Перейти на ГЛАВНУЮ Сознание человека и его путьОпубликовано: 27.12.2018
У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела отвечающего за межполуша рные связи имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации.
Это в какойто степени объясняет наличие загадочной женской интуиции. Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость. Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия изза необходимости в чемлибо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями.
Эмоция это уже не только физиологическое отражение оно в ней непременно имеется, но это уже переживание, т. е субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, т мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира человеческого восприятия, чувств, памяти и воли , Ученые давно стремятся к разгадке мозга этого удивительного феномена природы. В нашей стране существует. Институт мозга, который был создан. В США е ггобъявлены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.
Естественнонаучные основы психики будут рассмотрены позже на примере механизма возникновения ощущений. Сознание и подсознание. Утверждение о том, что человек существо сознательное, известно всем. В этом усматривается фундаментальная характеристика способа бытия, жизни человека. Свою собственную жизнь, свое я человек способен отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. Этим человек и отличается от животного. Итак, сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия. Именно сознание делает человека.
Однако само признание многочисленными науками значения сознания для человека еще не привело к скольконибудь устоявшейся теории этого феномена.
Его изучают многие науки философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Сознание является предметом пристального внимания теологии абсолютно всех религий. Однако за отдельными теоретическими подходами, методологическими схемами, разными методиками пока не проглядывается целостной научной характеристики сознания, хотя с психологической точки зрения можно говорить о некоторых установленных его чертах.
Сознание индивида характеризуется активностью. Известна реактивность организмов, т. етакие их действия, которые обусловлены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по ее достижению. Сознанию присуща интенциональность лат стремление, т. е направленность на какойлибо предмет. Сознание это всегда сознание чеголибо. Существенной характеристикой человеческого сознания является способность к рефлексии, самонаблюдению. Рефлексия лат обращение назад процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания. Само сознание пытается ответить на вопрос а что есть сознание. Сознание имеет мотивационноценностный характер.
Оно всегда мотивированно, преследует какието жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности. Сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности. Многие исследователи отмечают трудность в изучении сознания, которая в том и состоит, что сознание почти невозможно измерить известными в психологии методами например, за определенный период. Попытки многих ученых найти сознание в мозге человека оказались бесперспективными. Однако мы должны вести речь не только о сознании отдельного индивида. Сознание изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры более того, социальные системы функционируют и развиваются только в сознательной деятельности человека. Социальное бытие как бы отпечатано в сознании отдельного человека. Каждый человек не есть исходная причина и конечная точка своей жизни, своего сознания, своей смерти. Все эти человеческие феномены овладевают бытием каждого субъекта, превращаются в конкретный способ его индивидуальной жизни. Иногда считается, что сознание человека и самосознание, т. езнание субъекта о мире и о своем месте в нем, тождественны, однако это не так. Действительно, самосознание настолько для каждого из нас очевидно, что не вызывает никаких сомнений. Однако где его истоки. Практика сознания, собственно психологический анализ сознания есть преодоление сознанием полной поглощенности текущими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание. Этот процесс глубоко проанализировал выдающийся советский психолог. Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как таковое.
Такая жизнь выступает как природный процесс, во всяком случае очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью.
Такая жизнь, когда в ней крепки связи с другими людьми, самый надежный оплот нравственности как естественного состояния в непосредственных связях человека с другими людьми, друг с другом. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы.
Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению или в менее острых формах к моральной неустойчивости или другой путь к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки существующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное. ЛПроблемы общей психологии. М С Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. |