> Перейти на ГЛАВНУЮ Звезды приобщились к армянскому искусствуОпубликовано: 15.10.2015
В пещерной усыпальнице, самой большой из. Гегардских пещерных строений, в огромном квадратном зале, куда можно пройти только через пробитый в скале туннель, похоронены вечные влюбленные сын.
Даже сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел. Откуда начинали и как вели в скале работы как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение руки, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня. И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. ХОРАКЕРТНа склоне горы. Лалвар, в северо западной части марза района. Лори, возвышаются загадочные стены чуда архитектуры. Армении монастырский комплекс. Богатая в прошлом обитель была возведена в дремучем лесу, в окружении вековых деревьев. Монастырь напоминает пришедшего из далекого прошлого мудрого старца. Дорога, ведущая в загадочной тишине к. Хоракерту, дышит стариной. Сейчас из строений монастыря остались только главная церковь и стены притвора. Внешне главная церковь ничем не отличается от других сооружений армянской архитектуры.
Она представляет собой купольный зал, а притвор относится к типичным для армянской архитектуры крестовокупольным притворам. Ни в интерьере, ни в экстерьере. Хоракертс кого монастыря не использованы практически никакие декоративные детали, нет никаких барельефов или фресок. Но стоит только поднять глаза вверх, как удивление и восхищение охватывает человека. Это впечатление оставляет уникальная форма купола, которую до этого не использовали ни в армянской, ни в мировой архитектуре.
Барабан купола имеет редкую десятигранную форму. Грани выполнены не из обычных стенок, а составлены в нижней половине из шестигранных колонн, по три на каждую грань.
Перекрытые трех и четырехлепестковыми конхами промежутки между колоннами служат световыми проемами, что при четком солнечном освещении придает куполу, при взгляде на него изнутри, удивительное и неповторимое впечатление парящего купола. Такая исключительно смелая трактовка барабана как своеобразной колоннады не встречается в других памятниках. Парящий купол создает удивительное впечатление, как будто он висит в воздухе, не опираясь ни на что, имея в основании только световой нимб.
Но не менее оригинально выполнена внутренняя сторона купола. Основу ее полусферы составляют три пары взаимно перекрещивающихся арок, образующих форму шести конечной звезды. Центральная, шестигранная секция заполнена различными по рисунку, размеру и высоте расположения узорами типа сталактитов, образующих как бы вторую, более изящную и богатую по форме полусферу. Можно много говорить и о конструкции перекрытия притвора, которое напоминает купол храма. Точная дата постройки не известна. Известно только, что церковь возведена в веке, а притвор в году. ЗВАРТНОЦ Звартноц самое величественное сооружение церковного зодчества. Армении, шедевр золотого века архитектуры, уникальнейшее творение за всю мировую историю. Звартноц породил целый ряд легенд, и не случайно, что у историков последующих эпох достоверные сообщения перемежаются с преданиями. Созданию этого чуда. Армения обязана католикосу. Строителю, который воздвиг его в годах. Звартноц, техрам небесных бдящих сил. Некоторые исследователи предполагают, что именно на месте. Звартноца находился храм языческого бога. Тира, разрушенный основателем армянской христианской церкви. По преданию, именно здесь встретились. Просветитель и царь. Слова не в силах описать величие и красоту этого храма, который в свое время являлся одним из чудес света. Звартноц был огромен.
Возведенный на семиступенч атом стилобате, он был в высоту метров. Основным строительным материалом храма служил туф разных расцветок от светло желтого до темносерого и черного.
Однако преобладающими являются светло коричневые тона. Храм стоял лет и разрушился во время землетрясения, оставаясь практически семь веков под слоем земли.
Развалины храма были обнаружены в начале гг. Основные раскопки провел талантливый армянский архитектор. Тораманяну, здание состояло из трех, поставленных друг на друга, уменьшающихся в диаметре и по высоте многогран ников. Их завершал конус купола. В восточной части, за алтарем, была сооружена подземная ризница. В центре храма, в полу, был помещен небольшой круглый бассейн с лесенкой, который, предположительно, служил купелью при совершении обряда крещения. Стены всех ярусов были богато декорированы как изнутри, так и снаружи разнообразным растительным орнаментом. При раскопках были обнаружены фрагменты мозаики, остатки штукатурки с росписью, прекрасная черепица. Все найденные предметы хранятся в специально построенном при памятнике музее. ГАНДЗАСАРГандзасар ский монастырский комплекс является самым великолепным из сокровищ богатого архитектурного наследия армянского народа, насчитывающего тысячелетнюю историю. Прекрасный знаток истории армянской архитектуры. АЛЯкобсон назвал его жемчужиной армянской архитектуры. Знаменитый византолог начала нашего столетия, профессор. Парижского университета. Гандзасар третьим из пяти армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры. Гандзасар ский монастырский комплекс, состоящий в основном из церкви и притвора, представляет собой такое композиционное единство, как будто его составные части были возведены одновременно и по единому замыслу. Крестителя представляет собой прямоугольное снаружи и кресто образное изнутри центральнокупольное сооружение размер зала, м, с двухэтажными ризницами по четырем углам. К верхним ризницам ведут консольные лестницы, нижние объемы которых украшены крупными сталактитами. Архитектурное и декоративное убранство интерьера и экстерьера церкви образуют единое целое, что и позволяет считать храм в ком позиционном отношении одним из блестящих достижений армянского искусства. Внутренний интерьер богато декорирован переплетёнными геометрическими звезды, круги, квадраты и стилизованными растительными спиралевидные побеги, пальметки орнаментами. Надо отметить также горельефы, помещенные под поясом каждого паруса.
На югозападном парусе голова барана, на северо восточном и юговосточном голова бык и антропоморфное изображение на северо западном парусе. Барабан купола храма имеет вид цилиндра и разделен изнутри на восемь равных частей восемью парами узких вертикальных полуколонн.
Прекрасным образцом резьбы по камню является торец алтарного возвышения. Здание возведено на пятиступенч атом стилобате. В декоративном отношении каждая из стен церкви обработана своеобразно.
Северный и южный фасады украшены пятью арками, детали которых, в особенности их орна ментальные украшения, строго соответствуют архитектуре всей постройки. Эти арки своими декоративными колоннами окаймляют ниши. Восточная сторона также украшена арками. На западной стене, значительная часть которой скрыта за восточной колоннадой притвора, скрыта за восточной колоннадой притвора, над порталом входа в церковь представлена, умело вос произведенная композиция распятие. По обеим сторонам довольно ширококрылого креста изображение распятого. Христа и двух коленопреклоненных фигур. Мкртича венчается стройным и высоким куполом. Именно архитектурно декоративное оформление купола является самым значительным достижением неизвестного нам зодчего. Барабан купола рядом узких примыкающих друг к другу полуколонн разделен на граней. Колонны украшены барельефным изображениями. В орнаментальном аспекте эти великолепно обработанные поверхности, завершающиеся к верху богато украшенными капителями, несомненно, представляют высокую степень развития средневекового искусства. На двух западных гранях с нишами помещены скульптурные изображения двух ктиторов. Внешние черты их одинаковы, каждый из них держит в руке модель церкви. По мнению исследователей, здесь представлены скульптуры заказчиков храма. На фронтоне грани изображен. На третьей грани, выше оконной рамы, помещены изображения. Евы с соответствующими надписями. |